Вот и мне довелось быть участником защиты одного из таких архитектурных проектов. Тогда, будучи студентом четвертого курса, я проходил практику в проектном институте «Казгор» в группе Тимура Сулейменова. Институт принимал участие в одном из конкурсов на строительство новой гостиницы ЦК. А студенты как раз и делали те макеты по чертежам архитекторов и проектировщиков и присутствовали на защите проекта. Я очень хорошо помню те обсуждения. И то, как спокойно, взвешенно, компетентно принимал участие в этих обсуждениях первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. Такие встречи, такой опыт остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому, работая над памятной монетой, я хотел передать и свои личные воспоминания о своих студенческих встречах с руководителем республики. Работая над монетой, я занимался не только разработкой дизайна, но и лепкой самого барельефа.
Заглянуть в творческую мастерскую дизайнера денег редко удается. Понятно, что до поры до времени их работа секретна. И понятно, что она сродни ювелирной, поскольку, чтобы сделать лепку барельефа на заготовке монеты, художник работает «на высоте» не более 1,5 миллиметра, стараясь точно передать все рельефные детали, все черты известной личности. В металле высота барельефа в самой высокой точке составляет всего 0,26 миллиметра. И этой работой уже занимаются на Монетном дворе. Нынешняя монета по технике исполнения может напомнить людям старшего поколения юбилейные советские рубли с рельефным портретом Ильича.
Напомню также, что памятная циркуляционная монета отчеканена тиражом 50 тысяч штук. И после того, как она через филиалы Национального банка уйдет в оборот, она может оказаться у любого из нас. Хотя, по опыту прошлых выпусков, в Нацбанке знают, что памятные циркуляционные монеты, отчеканенные небольшим тиражом, как правило, во вторичный оборот не попадают и оседают даже не у нумизматов, а просто в копилках людей. Так сказать, на счастье, удачу или с дальнейшим намерением через годы продать как редкую. Наверное, та же судьба постигнет и памятную монету номиналом 50 тенге. Как пояснил Виктор Ивженко, часть тиража – одна тысяча экземпляров памятных монет – с учетом такого коллекционного интереса реализуется в специальных пластиковых термо-вакуумных упаковках. И приобрести их «по горячим следам» можно во всех филиалах Национального банка.
Серебряная монета, посвященная столетию выдающегося казахстанского политика и государственного деятеля, имеет форму восьмигранника, так же как и «Иссыкский вождь», открывший серию «Достояние республики». Тираж новой серебряной монеты, выпущенной в серии «Выдающиеся события и люди», всего пять тысяч штук, и рассчитана она на коллекционеров.
– Здесь мы впервые нанесли на монету два герба – Казахской ССР и суверенного Казахстана, что объединяет историю старую и новую, – говорит Виктор Ивженко. – Это – и дань памяти народа, и знак преемственности поколений.
Алевтина ДОНСКИХ